Сайт имеет высокое качество информационного наполнения и входит в зеленую зону общероссийского рейтинга сайтов образовательных учреждений.
Победитель общероссийского рейтинга школьных сайтов 2016
Лауреат конкурса «Педагог года 2017», номинация "Педагог дополнительного образования"
Восточный административный округ

Программа развития

I. Актуальность программы деятельности ГБОУДО ДТДиМ «Восточный»

Обоснование и содержание программы развития Дворца творчества детей и молодежи «Восточный» основано на идее развития личности ребёнка в свободное время и ориентирована на обеспечение условий для реализации прав юных жителей Восточного округа в области образования, информации, досуга и отдыха, прав на свободное участие в социальной и культурной жизни общества, участие в научном прогрессе и пользование его благами.
Закон Российской Федерации «Об образовании», приоритетный национальный проект «Образование» определяют важнейшими задачами превращение российского образования в важнейший фактор обеспечении растущей конкурентоспособности России, формирование нового поколения на базе повышения престижа образования за счёт принципиально качественного его обновления, что особенно актуально для столичного образования.
Главным результатом образования признается готовность человека нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества. Выпускник российского образовательного учреждения любого типа должен быть социально адаптирован к изменяющимся условиям жизни, социально мобилен и социально ответственен. Он должен быть подготовлен к получению образования на протяжении всей жизни.
В условиях рыночных отношений изменилось отношение к образованию и у жителей Восточного округа: потребители образовательных услуг - родители и дети активно заинтересованы в получении не любого образования, а лучшего. Это отражается на создании и развитии вариативного и дополнительного образования. Обязательное образование, осуществляемое школой, включает минимум образовательных услуг, бесплатно гарантируемых государством с целью получения государственного стандарта; оно имеет определённую границу, как по содержанию, так и методам, условиям школ.
В настоящее время происходит переосмысление роли дополнительного образования как одной из форм социализации детей. Рациональная организация свободного времени ребенка, выбор им социально и личностно значимых продуктивных сфер и способов творческого общения способствует самоопределению личности и снижает вероятность асоциального поведения.
Дополнительное образование детей - сфера становления личности, неотъемлемая часть духовного, интеллектуального и физического развития детей и подростков.
В соответствии с Уставом Государственное бюджетное образовательное учреждение Дворец творчества детей и молодежи (ДТДиМ) «Восточный» создан с целями:
• обеспечения условий для реализации потребностей личности ребёнка в развитии, воспитании и обучении;
• оказания научно-методической помощи работникам образовательных учреждений всех типов, обеспечивающих воспитательную деятельность и дополнительное образование.
Предлагаемая Программа включает в себя информацию о ДТДиМ «Восточный», раскрывающую социально-педагогический потенциал Дворца; концептуальные основы деятельности многопрофильного учреждения дополнительного образования, к числу которых относится ДТДиМ, и концепцию развития Дворца, в которой обоснованы стратегия и задачи развития ДТДиМ «Восточный» как базы дополнительного образования, культурно-развивающего досуга и социальной адаптации детей и молодёжи; план действий педагогического коллектива Дворца в новых социально-педагогических и экономических условиях.
Концептуальная часть Программы разработана с учётом нормативных положений приоритетного национального проекта «Образование», Министерства образования РФ, Департамента образования г.Москвы, закона «О развитии образования в г.Москве», Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2018 гг.). Развитие образования города Москвы («Столичное образование»).
В аналитической части Программы представлен материал, отражающий основные результаты работы и содержание деятельности ДТДиМ «Восточный», которые являются основанием для определения задач и путей их разрешения на качественном уровне, определения доминирующих форм и средств обновления содержания деятельности объединений по интересам и условий повышения эффективности деятельности педагогического и детского коллектива ДТДиМ «Восточный», направленной на доминирование воспитательных и развивающих возможностей образовательного материала над его информационной насыщенностью.
Третий раздел Программы содержит конкретный план действий коллектива ДТДиМ «Восточный» на 2012-2018г.г., включающий направления, задачи, формы и ожидаемые результаты.
1. Характеристика условий, состояния и тенденций деятельности Дворца творчества детей и молодежи «Восточный».
Дворец творчества детей и молодежи «Восточный» - многопрофильное учреждение, расположенное на территории Восточного административного округа г. Москвы, здание Дворца введено в эксплуатацию в 1986г.
Помещение Дворца 14,5 тыс.м2, земельный участок 1,8 Га. Имеется спортивный и тренажерные залы, концертный зал на 450 посадочных мест, большой плавательный бассейн 300 м2, малый бассейн 16 м2, 22 учебных помещения для занятий детских коллективов, методические кабинеты.
Второе здание (Рудневка,37) площадью 2,1 тыс.кв.м. с концертным залом на 350 мест открыто с сентября 2011 г.
Всего 84-мя видами деятельности охвачены 12300 обучающихся, 31% воспитанников занимаются на базе ДТДиМ "Восточный", 69% вовлечены в реализацию различных программ дополнительного образования на договорной основе на базе 107 образовательных учреждений, имеющих лицензию на ведение дополнительного образования.
Дворец творчества детей и молодежи "Восточный" поддерживает творческие контакты с научными и общественными учреждениями: Институтом теории образования и педагогики РАО, Институтом общего и среднего образования Министерства образования РФ, «Педагогическим обществом России», МИОО, АПК и ПРО, ВТО, МПГУ, Главным штабом ВМФ России, РГУФК, музей им. Дарвина, Московский клуб оригами, Российское оборонно-спортивное техническое общество (РОСТО), Институтом геологии УНЦ РАН, МАИ, МАТИ, МИФИ, научной частью Московского зоопарка, ГСХА им.Тимирязева, Академией ветеринарии им. Скрябина, Всероссийской Ассоциацией международных и культурных связей РФ, Фондом Героев России, федерации: ракетомодельного спорта, дзюдо, косики-каратэ, бадминтона, Управлением культуры Восточного административного округа, дирекцией концертного объединения Московской Государственной филармонии и другие.
Деятельность ДТДиМ «Восточный» обусловлена многолетним опытом, в котором сочетаются традиционные, проверенные временем формы и методы социально-образовательной, культурно-досуговой, методической деятельности и инновационные формы и средства дополнительного образования, программно-методического обеспечения и др.
В ДТДиМ «Восточный» округа сложился опыт продуктивного взаимодействия в формировании и развитии воспитательных систем с образовательными учреждениями округа, создающий предпосылки для развития социально-педагогических условий удовлетворения разнообразных запросов детей, интеграции общего и дополнительного образования для развития личности ребёнка, его раннего профессионального самоопределения.
С 2006 года ДТДиМ «Восточный» является головным учреждением дополнительного и физкультурного образования ВОУО ДО г. Москвы. Именно на его базе работают окружной методический центр по физическому воспитанию, окружной центр по взаимодействию с детскими общественными организациями.
Двенадцать педагогов работают по авторским программам. Следует отметить, что программы были сертифицированы городским жюри в ходе участия в городских конкурсах авторских программ в 1998г., 2001г., 2003г., 2005г.и участия в окружных конкурсах последних лет.
В конкурсе педагогического мастерства «Педагог-внешкольник года» педагоги ДТДиМ «Восточный» ежегодно становятся лауреатами окружного и городского конкурсов: Востокова С.В., Курнакова К.Л., Тарасов О.В., Удалов О.В. и др.
Высокий профессионализм педагогов, поддержка со стороны Управления образования, Префектуры ВАО способствуют развитию детского творчества, позволяют детским коллективам выступать вместе с профессиональными мастерами сцены на главных концертных площадках Москвы: Кремлевском Дворце съездов, Колонном зале, киноконцертном зале Россия, Тверской площади, Поклонной Горе и др.
Три коллектива ДТДиМ «Восточный» удостоены звания «Образцовый детский коллектив»:
• оркестр русских народных инструментов, Тарасов О.В..
• студия любителей эстрадного пения, Алябьев В.П.
• эстрадно-спортивный коллектив «Каскад», Тимофеева М.Ф., Бизюлёва Л.А., Кучерова С.В., Попова П.А.
За высокий профессионализм, талант и вклад в развитие детского творчества в Москве эстрадно-спортивный коллектив «Каскад» ДТДиМ «Восточный» был удостоен главного приза фестиваля детского и юношеского творчества «Юные таланты Московии» «Девочка на шаре».
Пятнадцать лет творческие коллективы ДТДиМ принимают участие в окружном детском фестивале «Хрустальная капелька».
Восьмой год коллективы-победители и лауреаты фестиваля принимают активное участие в окружных творческих сменах в Крыму, Прибалтике.
Больших успехов добились и юные спортсмены. Призерами этапа Кубка Мира по ракетомоделированию стали воспитанники коллектива «Ракетомоделирование».
Среди воспитанников Дворца - неоднократные победители спортивных соревнований, призеры Первенства Европы, чемпионы и призеры Первенств и Кубков России по бадминтону и косики каратэ.
Всю свою содержательную работу с детьми и подростками ДТДиМ «Восточный» строит на программно-целевой основе. Это программы:
- «Каникулы»,
- «Сверстники»,
- «Цивилизация юных »,
- «Ратная застава» и др.
В результате реализации комплексных целевых программ на базе ДТДиМ «Восточный» успешно работают:
- клуб выходного дня для детей и родителей,
- туристский клуб,
- школа педагогических знаний (проводятся беседы и индивидуальные психолого-педагогические консультации для детей и родителей).
Реализуя Программу развития, ДТДиМ «Восточный» строит свою работу в тесном контакте с социальными институтами округа и города, занимающимися воспитывающей деятельностью независимо от их ведомственной принадлежности, а также с федеральными и муниципальными властными структурами.
Понимая социально значимую роль воспитания, ДТДиМ "Восточный" заключил ряд договоров о совместной деятельности с ДСШ "Юность России", МОЦВС, СДЮШОР № 54, ГЦОЛИФК, Федерацией косики-карате, дзюдо, ракетомодельного спорта, бадминтона и др. Работа с этими организациями направлена на выполнение Межведомственной программы гражданско-патриотического и физического воспитания детей и подростков.
В целях развития и популяризации спортивно-технических видов спорта и, учитывая традиции модельных коллективов ВАО совместно с Федерацией ракетомодельного спорта и Московским спортивно-техническим клубом моделизма Московского городского Совета ОСТО, проводится работа по выполнению Межведомственной программы в сфере спортивно-технического воспитания.

II. Концепция развития Дворца творчества детей и молодежи «Восточный»

1. Концептуальные основы деятельности ДТДиМ «Восточный» в качестве многопрофильного учреждения дополнительного образования.
Современное подрастающее поколение - объект воздействия различных государственных, альтернативных и общественных социально-педагогических систем. Одной из них являются учреждения дополнительного образования, которым свойственна особая организационная структура, специфическая деятельность, обусловленная интересами и потребностями детей и подростков в сфере свободного времени.
В Законе Российской Федерации подчеркивается гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
В целях наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей граждан в систему образования в качестве одного из звеньев введено дополнительное образование. К нему отнесены образовательные программы различной направленности, реализуемые в общеобразовательных и профессиональных учреждениях за пределами государственных образовательных программ, а так же в учреждениях дополнительного образования. Дополнительное образование, выходящее за пределы общепринятого в массовой практике стандарта, даёт возможность индивидуализировать образовательный процесс, создать условия для выбора, для удовлетворения индивидуальных образовательных и профессиональных потребностей детского и взрослого населения в соответствии с имеющимися у каждого человека склонностями и способностями.
Термин "дополнительное образование" обозначает дополнительные образовательные услуги, не входящие в перечень государственного стандарта, но предоставляемые учреждениями с целью развития природно-социальных задатков каждого ребёнка, повышения качества образования в соответствии с потребностями личности и общества. В своей деятельности учреждения дополнительного образования органично объединяют воспитание, обучение и развитие.
В современных условиях развития общества наблюдаются тенденции усиления внимания к системе дополнительного образования со стороны государственных структур (Госсовета РФ, Министерства образования и науки РФ, местных управленческих структур и др.), что проявляется в поисках видов межведомственного сотрудничества и взаимодействия, в принятии реальных программ регионального развития системы образования с равноправным участием всех его составляющих - Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2000г., приоритетного национального проекта «Образование», специальных решений коллегий Министерства образования РФ (ноябрь 2007г., декабрь 2010г.), решений коллегий Департамента образования (декабрь, 2010г., ноябрь, 2011г.); стабилизируется количественный рост сети и диапазона типов и видов учреждений дополнительного образования (комплексных, многопрофильных, специализированных, на базе общеобразовательных учреждений и др); актуализируется проблема социальной защиты ребёнка, обеспечение его прав в соответствии с Конвенцией ООН на отдых и досуг, на образование, на свободное участие в культурной жизни общества и др.
Учреждения дополнительного образования, как и школы, представляя собой массовые структуры образования, призваны стать стабилизирующим фактором в обществе, во имя достижений целей, близких и понятных каждому человеку - здоровье детей, их образованность и культура как гарантия жизненного благополучия. Образование, в том числе дополнительное, должно быть направлено на развитие интеллектуального, духовного и физического потенциала личности, её специализацию, что позволит каждому человеку самореализоваться в социуме.
Учреждения дополнительного образования представляют собой совокупность разнообразных по типу коллективов и объединений, каждое из которых обладает своим образовательно-воспитательным потенциалом. Клуб, студия, ансамбль, кружок - эти и другие объединения живут и развиваются в рамках одного учреждения. Кроме постоянных, в учреждениях функционируют временные творческие объединения. Эти объединения могут быть разного вида в зависимости от целей, функций, характера деятельности, обусловленной интересами их членов.
Для учреждений дополнительного образования характерно взаимодействие с окружающей средой, учет исторического и культурного опыта региона, разнообразный демографический состав детских и педагогических коллективов.

2. Цели, принципы и функции учреждений дополнительного образования.
Деятельность учреждений (объединений) дополнительного образования отвечает актуальным потребностям растущего человека в индивидуальном развитии. В качестве интегративной цели учреждений дополнительного образования можно определить: создание условий для раскрытия природного и творческого потенциала личности на основе удовлетворения и развития интересов; психического и физического оздоровления ребёнка; его приобщения к социальным, культурным ценностям; получения дополнительного образования, практической ипрофессиональной подготовки
Учреждению дополнительного образования присущи специфические признаки работы в сфере свободного времени: открытость и динамичность деятельности; самореализация детей и педагогов в процессе творческого познания окружающего мира; субъект-субъектные отношения взрослых и детей; разнообразие сфер общения и отношений на гуманистической основе; специфический педагогический коллектив, сочетающий как квалифицированных педагогов, так и специалистов в различных областях деятельности, взаимодействие в социально-культурной среде.
Принципы организации деятельности учреждений дополнительного образования: свободное развитие личности, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка; добровольность, доступность деятельности; творческое сотрудничество детей и взрослых; комплексный подход к постановке и решению задач образования, воспитания и развития личности; сочетание индивидуальных, групповых и массовых форм работы, индивидуального и коллективного творчества; демократический характер управления.
Учреждение дополнительного образования отличается многообразием функций. В качестве основных из них могут быть рассмотрены: развивающая, образовательно-воспитательная (раскрытие творческого потенциала личности, формирование творческой индивидуальности), функция дополнительного образования (представление образовательных услуг, которые выходят за пределы обязательного базового образования), культурно-досуговая (приобщение к национальной и мировой культуре, формирование навыков культурного проведения свободного времени, рекреационно-оздоровительная (восстановление физических и психических сил личности), функция социальной защиты прав детей и молодёжи.
В настоящее время учреждения дополнительного образования детей наряду с традиционными функциями (досуга, социализации, культуры оздоровления, методической и др.) приобретают новые характеристики, образовательные функции. Наиболее значимыми из них являются: личностно-деятельный характер образовательного процесса; оснащённость образовательного процесса программами, ориентированными на овладение детьми функциональной грамотностью; профориентационная направленность образования, дающая возможность получения допрофессионального и начального профессионального образования.

3. Учреждения дополнительного образования - саморазвивающиеся автономные системы, им противопоказаны жёсткие регламенты и государственные образовательные стандарты. Основным заказчиком выступает сам ребёнок и его семья. Критериями эффективности системы выступают её педагогические основания, отражённые в многоуровневых целях и направлениях деятельности. В частности в них отражаются следующие позиции: полнота и удовлетворение интересов и запросов семьи и ребёнка; многообразие форм и видов предметной деятельности; уровень комфортности ребёнка и степень эмоционально-творческих взаимоотношений взрослых и детей и др.
В условиях работы учреждения дополнительного образования, связанного с развитием интересов и способностей детей определённой социальной культуры, когда в роли воспитателей выступают творческие представители регионов и через своё мировоззрение, свой опыт и мастерство приобщают подростков к социальному творчеству, учат жить и трудиться в определённых социальных условиях - цель воспитания наиболее тесно связана с целями саморазвивающейся личности. Таким образом, цель воспитания личности обусловлена, с одной стороны, теми целями и задачами, которые в ходе своего развития ставит перед собой общество, и тем предназначением, которое выбирает себе каждый его член. В данном случае воспитание гражданина, овладевшего ценностями своего общества и принявшего его идеалы, как раз и создаст в результате гармонию между личностью и обществом; это и будет результатом воспитания в учреждении дополнительного образования.
Учреждение дополнительного лишь тогда может получить ожидаемый результат, если с одной стороны, будет выступать во взаимосвязи с компонентами социума, т.е. в тесной связи с другими влияниями, а с другой, - охватывать разностороннее влияние на личность при условии активного включения самой личности в этот процесс.

4. Образовательно-воспитательная деятельность учреждения дополнительного образования.
Учреждение дополнительного образования представляет собой систему взаимодействия двух групп субъектов - педагогов и воспитанников, их взаимодействия в процессе совместного творчества освоения действительности. Она основывается на связи обучения и практической деятельности в объединениях по интересам с учётом социальных потребностей и личных запросов, преемственности между базовой (школьной) подготовкой и занятиями в свободное время; на взаимосвязи и координации различных направлений и видов деятельности, их комплексирования, сочетания педагогического воздействия и самостоятельности подростков, активности и творчества в процессе развития; на основе учёта возрастных особенностей и опыта детей, их запросов и возможностей педагогов и др.
Образовательно-воспитательная деятельность учреждений дополнительного образования отличается вариативностью образовательных программ и структур управления, включающих взрослых и детей в совместный поиск, планирование, предметно-практическую деятельность; коллективным анализом и оценкой жизни и деятельности; гуманизацией отношений в коллективе, в основе которых лежит индивидуально-личностный подход к развитию каждого.
Сущностью организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования является реальность и осознанность целей и приближённость реального результата работы. Это положение опирается на специфику дополнительного образования и, прежде всего, свободу и непринуждённость выбора вида деятельности, коллектива сверстников, руководителя; добровольность и самостоятельность включения в работу объединения, сотрудничество с педагогом, руководителем.
Специфика педагогического процесса характеризуется установлением как официальных (педагог-воспитанник), так и неофициальных (дружеских) отношений педагогов дополнительного образования с детьми.
Целенаправленные усилия по развитию и закреплению детских интересов к деятельности в учреждениях дополнительного образования, по формированию межличностных отношений детей, созданию комфортного микроклимата в детских коллективах - все это способствует целостности и результативности педагогического процесса. Это относится как к учебным, клубным, так и к массовым формам работы.

5. Учреждения дополнительного образования - центры организации культурного досуга детей и молодёжи.

Особенностью образовательно-воспитательного процесса в объединении по интересам является то, что он протекает в условиях особой социальной сферы - сферы досуга. Обеспечение гармонии свободных интересов, досуговых притязаний детей и организованных форм развивающей, многоролевой, разнообразной деятельности является основой педагогического взаимодействия, то есть сутью работы учреждения дополнительного образования.
Свободное время, его использование, есть:
1) потенциальная возможность и условие развития личности;
2)показатель её развития;
3) признак успешности деятельности социальных институтов по организации свободного времени детей, молодёжи и взрослых.
Социально-педагогическое значение свободного времени и активной части его досуга в развитии личности заключается в том, что возможно:
- удовлетворение досуговых притязаний личности, осуществление свободного и добровольного выбора деятельности по интересам,
- получение информации по интересующим вопросам при минимуме запретов и ограничений,
- восстановление и развитие интеллектуальных, физических и эмоциональных сил в процессе участия в игровых, развлекательных и других программах по своему желанию и усмотрению:
- самовыражение личности, её самоутверждение и самосовершенствование в поиске и сменности ролей.
Широкая структура использования свободного времени включает в себя активный отдых (спорт, туризм, игры, развлечения, любительскую деятельность, прогулки и др.); потребление культурных ценностей (чтение книг, газет, журналов, прослушивание радиопередач, просмотр телепрограмм, посещение театров, кино, музеев, выставок и др.); общественно-полезную деятельность (милосерднеческая, шефская работа, трудовая деятельность и т.п.), которые органически связаны между собой.
Применительно к учащимся детям и молодёжи свободное время - это та часть общего бюджета времени, которая остаётся после выполнения ими учебных обязанностей, удовлетворения естественных физиологических потребностей. В отличие от взрослых свободное время детей является общественно управляемым: за их деятельностью на протяжении суток следят и её направляют педагоги и родители.
В соответствии со структурными образованиями занятия детей и молодёжи в свободное время по своему характеру могут быть продуктивными и непродуктивными, эпизодическими и регулярными, длительными и кратковременными, заранее спланированными и спонтанными.
Функциями свободного времени, определяющими его содержание, являются:
- рекреационно-релаксационная (восстановление психических и физических сил человека, активный отдых, развлечения, использование природного, социального окружения, климатического фактора и др.);
- развивающая (развитие кругозора, интеллектуальных, эмоциональных сил человека, его творческого потенциала, социального опыта, стимулирование самовоспитания и самореализации);
- коммуникативная (межличностные отношения, овладение культурой общения);
- образовательно-компенсаторная (самообразование, дополнительное образование, творческая деятельность обучающего характера).
Исходя из положения, что индивидуальное развитие осуществляется в процессе взаимодействия внешних условий, слияний с внутренними потребностями, качествами и свойствами личности, можно предположить, что свободное время является важнейшим способом самопознания, и самовыражения и самоосуществления личности в "социальной ситуации" развития.

6. Развитие личности происходит в процессе установления многообразных, осознаваемых и неосознаваемых отношений с окружающей социальной и культурной средой, в процессе общения, в ходе которого эти отношения создаются, проявляются и изменяются. Непосредственное взаимодействие личности со средой осуществляется в предметно-развивающем окружении, в которое входят семья, школа, учреждения дополнительного образования, все те взрослые и сверстники, с которыми общается человек. Организационные формы социально-педагогической деятельности располагают своеобразными средствами и способами реализации интересов, насыщения коммуникативных потребностей и стимулирование раскрытия творческого потенциала.

III. Педагогический потенциал учреждения дополнительного образования

Педагогический потенциал учреждений дополнительного образования обусловлен культурной и социальной средой, органической частью которой оно является и подвергается опосредованным влияниям, адаптируя детей к общественным ценностям. Своеобразием целей, состава членов, объёма и способов деятельности, доминировании мотивации и личностной ориентации, особенностями детского и педагогического коллектива, разнообразным содержанием интеллектуальной, эмоциональной, предметно-творческой, коммуникативной, досуговой деятельности, ориентированной на творчество, самовыражение и самопознание личности.
III.1. Особенность педагогического потенциала характеризует:
Во-первых, массовые и групповые виды предметно-практической деятельности, которые способствуют вовлечению детей в объединение. Добровольность участия в деле, соединяющем в себе познание и удовольствие, развлечение, обеспечивает доступность всем без исключения детям испытать свои силы, самоопределяться в своём интересе.
Во-вторых, педагогически организованные любительские объединения (клубы, студии, кружки, секции и др.) для детей, желающих заняться систематической деятельностью в соответствии с определившимся интересом и индивидуальными возможностями. Обеспечение равенства стартовых возможностей всех желающих независимо от способностей и подготовки.
В-третьих, формы и виды образовательной и профессионально ориентированной деятельности объединяют наиболее подготовленных детей и молодёжь, нуждающихся в дополнительных образовательных программах. Опережающее прохождение предметных курсов, компенсация в знаниях, практических умениях, творческой продуктивной деятельности, выходящей за рамки школьных программ, допрофессиональная подготовка (ст.9 Закона РФ «Об образовании»). Развитие одарённых детей в разных сферах деятельности, в том числе в научно-исследовательской, экспериментальной работе, в искусстве, спорте и др.
В основе педагогического потенциала объединения по интересам лежит взаимодействие, основанное на добровольности, самоопределении детей и педагогов, сотрудничестве, реализуемом в деловых и неформальных отношениях, в совместной предметной деятельности, направленной на самореализацию и развитие творческого потенциала (комплекса индивидуально присущих качеств и способов деятельности, активизирующих творчество) личности как детей, так и взрослых.
Педагогическое взаимодействие, как процесс, характеризуется целенаправленностью (совместно выработанными ценностными ориентациями детства, юности), проектированием зоны ближайшего развития ребёнка (в соответствии с его личностно-мотивационными установками); разнообразным сочетанием индивидуальных, групповых и массовых форм деятельности; определённой цикличностью, многоплановостью, многоролевой деятельностью; индивидуальным темпом освоения предмета интереса и режимом работы детей, приближенностью результата.
Педагогический потенциал деятельности учреждений дополнительного образования связан не только со всеми видами организованных влияний на деятельность, отношение и общение детей, но и с интеграцией (взаимодействием видов и содержания деятельности), дифференциацией (дополнением и развитием специфических видов и средств образования и развития) и индивидуализацией развивающей деятельности (самореализацией личности, развитием её индивидуально-личностных мотивов).
III.2. В творческом объединении ребёнок выступает в четырёх ипостасях: как субъект познания (реализуя активность, направленную на познание мира и самого себя), как субъект предметно-практической деятельности (реализуя творческую активность в целях доступного для него преобразования окружающего мира); как субъект общения (удовлетворяя потребность в познании и взаимодействии с другим субъектом); как субъект самовоспитания (реализуя творческую активность, направленную на самопознание и самовыражение), что даёт возможность превращения задатков детей в социально ценные индивидуальные творческие возможности, позволяющей стимулировать активность и инициативу личности, не только удовлетворять интересы и потребность в новизне впечатлений, но и вносить элементы творчества в любые виды деятельности, общения.
III.3. Педагогическим потенциалом обладает педагогический коллектив, объединяющий педагогов-профессионалов и специалистов науки, культуры, производства. Труд педагога дополнительного образования представляет органическое единство двух компонентов: педагогического, который предполагает педагогическое овладение ситуацией творческого становления личности ребёнка, и профильно-технологического, который нередко не имеет прямого аналога в педагогическо-профессиональной деятельности: туристские кружки, объединения юных филателистов, судомоделистов, шахматистов и др. Это двуединство обеспечивает процесс организации образовательно-воспитательных воздействий, общение и отношения на деловом уровне.
Педагогический коллектив рассматривается, с одной стороны, как разновидность трудового коллектива, а с другой, - как весьма сложный по своей структуре разновозрастный коллектив, представляющий собой дифференцированное единство коллективов разного типа. Условиями повышения эффективности работы педагогического коллектива выступают: создание целостной системы деятельности учреждений дополнительного образования, расширение функций управления и самоуправления на основе учёта саморегуляционных процессов; интенсификация общения и развития межличностных отношений, создание коллектива педагогов как субъектов управления процессом функционирования и развития детских коллективов, расширение сферы взаимодействия коллектива учреждения дополнительного образования с окружающей средой.
Специфика труда педагога дополнительного образования характеризуется взаимодействием педагога с ребёнком, в основе чего лежит добровольное сотрудничество и диалогическое взаимодействие, совместная творческая работа, общность интересов и устремлений; организация разнообразной многовидовой образовательной деятельности как способа привлечения детей к занятиям по интересам в сфере свободного времени; обеспечение педагогически целесообразного досуга детей, восстановления их психических и физических сил при удовлетворении потребности в самопознании и в самоутверждении.
Жизнедеятельность коллектива находится в прямой зависимости от организации воспитательных отношений, основанных на взаимном принятии общих условий сотрудничества и сотворчества. В создании таких отношений ведущая роль принадлежит педагогу, руководителю детского коллектива.
Своеобразная педагогическая позиция педагога дополнительного образования, неформальные отношения доверительности и тесного сотрудничества, построенные на личных симпатиях и привязанностях ребят, т.е. индивидуально-избирательные, позволяют руководителю иметь положительный результат совместной работы с детьми.
Оценивая потенциал деятельности учреждения дополнительного образования необходимо учитывать уровень руководства, эффективность организации управленческого труда. В его организацию входит: подбор и расстановка кадров, действенность финансово-хозяйственного механизма, распределение служебных поручений, виды планирования, система педагогического контроля, работа по повышению квалификации педагогов, меры по охране здоровья и жизни детей, наличие в учреждении положительного эмоционально-психологического климата, деловитость и т.п.

IV. Взаимодействие учреждений дополнительного образования, семьи и школы

Взаимодействие учреждений дополнительного образования, школы, семьи осуществляется через интеграцию и дифференциацию воспитательного воздействия различных категорий педагогов и организаторов воспитательной работы.
Внешние связи учреждений дополнительного образования со школой, семьёй, детскими общественными организациями осуществляются на нормативном, информационном и организационном уровнях, на которых могут быть определены общие и особенные цели и задачи воспитательных институтов.

IV.1. Взаимосвязь учреждений дополнительного образования с семьёй обусловлена общностью задач развития личности ребёнка:
- необходимостью удовлетворения информационных, коммуникативных, деятельных, творческих и других потребностей детей;
- наличием явных способностей одарённых детей, требующих условий для реализации, развития под руководством квалифицированных специалистов;
- профориентационными потребностями и семейными планами жизненного определения учащихся в ближайшем или отдалённом будущем;
- потребностью корректировки характера и поведения, которые не достигаются в семейных и школьных условиях;
- желанием семьи и самих детей приобрести опыт социального поведения, общения, адаптации и выживания в обычных и допустимо экстремальных ситуациях, под руководством педагогов-специалистов;
- стремлением родителей сократить безнадзорное свободное время детей.
Другая сторона рассматриваемой взаимосвязи определяется в привлечении родителей, старших членов семьи к работе учреждения дополнительного образования путём их включения в совместную с детьми творческую деятельность; создание семейных клубов, обществ, объединений, в том числе распространяющих своё влияние на внешкольную работу с детьми по месту жительства; путём формирования общественных родительских советов, содействующих реализации различных программ дополнительного образования. Одним из результатов взаимодействия учреждений с семьёй является педагогизация социальной сферы, повышение педагогической культуры родителей.
IV.2. Взаимодействие учреждений дополнительного образования и школы - объективный процесс, отвечающий потребности педагогической практики, позволяющий обеспечить преемственность воспитательных воздействий и реализовать их эффективно с учётом специфики и возможностей как школы, так и учреждения. В содержательном плане это взаимодействие характеризуется:
- целенаправленным влиянием на формирование и развитие интересов детей, выявление и раскрытие их способностей и дарований;
- расширением и углублением общего кругозора и базовых знаний, получаемых в школе, их закреплением в творческой и предметно-практической деятельности;
- созданием условий для получения дополнительного образования;
- повышением культуры проведения свободного времени.
В организационном плане взаимодействие учреждений дополнительного образования и школ проявляется в создании учебно-воспитательных объединений (комплексов); открытия филиалов на базе школ, помощь в создании центров дополнительного образования в школах: разработка и реализация совместных образовательных и культурно-досуговых программ; повышение педагогической квалификации педагогов дополнительного образования и учителей. Сотрудничество школ и учреждений может привести к более высоким педагогическим результатам при условии разработки и совместной реализации диагностических программ изучения личности ребёнка, регулярного обмена информацией и согласования действий, совместной реализации программ развития образования в регионах.
IV.3. Исторически сложившаяся взаимосвязь учреждений дополнительного образования с детскими общественными организациями была направлена на получение подростком опыта социального общения в социальной микро-и-макросфере, привлечение его к различным видам и формам общественно-полезной работы.
Изменение ориентаций в работе детских общественных организаций, развитие неформальных объединений, многообразие содержания программ деятельности, включающих широкий спектр интересов подростков, сближает их с учреждениями дополнительного образования и даёт возможность установить качественно новые взаимоотношения, основанные на общности в подходах к работе с детьми.

V. Общие выводы.

V.1. Тенденции и основные направления развития учреждений дополнительного образования.

Тенденции развития учреждений дополнительного образования детей в современных условиях характеризуются изменениями их нормативно-правового статуса и взаимодействующих объектов социальной действительности (педагогического коллектива, детских объединений, родителей, социокультурной cреды); преобразовательными, инновационными процессами, видоизменяющими единообразные виды объединений, восстановлением межпоколенческих связей, активизацией позиции семьи в образовании и воспитании детей; развитием субъективных свойств коллективов учреждений, позволяющих осуществлять социальное творчество, конкурентоспособность на рынках труда и в профессиональном образовании; усилением внимания к защите прав ребёнка, индивидуальной работой с одарёнными и социально депривированными детьми.
Основными направлениями реализации потенциала учреждения дополнительного образования являются: взаимосвязь воспитательных целей и целей саморазвивающейся личности; создание атмосферы творческой деятельности взрослых и детей; в многообразных видах и формах объединений; развитие творческого и профессионального потенциала педагогов; обновление содержания деятельности объединений, позволяющее личности овладеть современными технологиями и культурными образцами, организации труда на современной экономической основе; развитие опыта организации детьми свободного времени на основе всех видов творчества; научно-методическое обеспечение качественного обновления деятельности объединений детей и молодёжи, социально-педагогическое взаимодействие в социуме.


V.2. Возможности учреждений дополнительного образования в развитии личности:

1. Учреждение дополнительного образования способствует социальной интеграции детей и молодёжи на основе общего интереса, освоения культуры, обмена информацией, участия в массовых как формальных, так и неформальных самодеятельных объединениях молодёжи.
2. Развивает положительно-эмоциональную направленность личности благодаря удовлетворённости творческой атмосферой, общности интересов членов коллектива, партнёрскими формами сотрудничества с педагогом.
3. Позволяет подростку компенсировать личную активность, не востребованную в школе, проявить себя в новой роли, применить свои способности и удовлетворить желание испытать себя в различных ситуациях.
4. Способствует повышению личной заинтересованности и ответственности в самостоятельной деятельности, благодаря сотрудничеству с педагогами-специалистами.
5. Обеспечивает возможность допрофессиональной подготовки, так как даёт более конкретные представления о предмете интереса, позволяет увидеть работу специалистов и участвовать в совместной работе с ними.
6. Вовлекает родителей, учителей во взаимодействие, поднимает статус ребёнка, благодаря демонстрации и популяризации его занятий в объединениях по интересам в учреждении дополнительного образования.
Таким образом, образовательно-развивающая ценность учреждений дополнительного образования заключается в том, что они создают условия для обеспечения педагогически целесообразного, эмоционально-привлекательного досуга подростков, восстановления и укрепления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, свободном общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, искусство, игру, познание, спорт и другие, разные по содержанию, предметно-практические виды деятельности, дающие возможность целостного взаимосвязанного развития различных сфер, формирующих личность. Эти положения получают свою конкретизацию в задачах ДТДиМ «Восточный» как учреждения дополнительного образования.
В качестве основных направлений развития учреждений дополнительного образования в современных условиях выступают следующие:
- рекреационно-оздоровительные, имеющие особое значение в связи со сложной экологической обстановкой, наличием значительного количества детей с ослабленным здоровьем, хроническими заболеваниями, различного рода нарушениями в развитии;
- формирование и развитие интеллектуального, творческого потенциала ребёнка, выявление и поддержка одарённых детей;
- организация деятельности учреждений дополнительного образования как центров социальной защиты детей и молодёжи; обеспечение условий для их активной адаптации к социально-экономической жизни;
- обновление культурно-досуговой деятельности учреждений дополнительного образования с сохранением и развитием клубных форм работы, учётом современных запросов детей и молодёжи, поиском новых оригинальных форм работы в условиях конкуренции с коммерческой индустрией досуга;
- выявление потребностей детского и взрослого населения в дополнительных образовательных услугах и проектирование на этой основе деятельности учреждений дополнительного образования;
- расширение социально-педагогического взаимодействия и углубление интеграции воспитательных институтов на основе внимания и социальной защиты прав ребёнка на отдых, интересный досуг и творческое развитие способностей.
Эти направления отражают сущность обновления содержания ДТДиМ «Восточный».
Реализация Программы будет обеспечена с учётом социально-педагогических условий организации жизнедеятельности воспитанников: организация структур дополнительного образования по желанию детей и родителей; внедрение нового финансово-экономического механизма обеспечения учебно-воспитательного процесса; создание воспитывающего социума, разрушающего закрытость учреждения и обеспечивающего социальное и культурное развитие творческой индивидуальности в сфере свободного времени; систематическое, целенаправленное повышение профессионально-педагогического мастерства.

V.3. Прогнозируемые результаты деятельности ДТДиМ «Восточный» по созданию системы дополнительного образования, культурно-развивающего досуга и социальной адаптации детей и молодежи.

1. Создание инфраструктуры дополнительного образования в ДТДиМ «Восточный» и в образовательном пространстве Восточного учебного округа г.Москвы.
1.1. Формирование системы дополнительного образования в ДТДиМ «Восточный».
1.2. Повышение роли ДТДиМ «Восточный» в создании единой социально-педагогической Среды жизнедеятельности детей и молодёжи.
1.3. Создание системы научно-методического обеспечения информирования, программирования, развития инновационных процессов в деятельности педагогов дополнительного образования.
1.4. Компьютеризация информационного обеспечения деятельности учреждений дополнительного образования округа.
1.5. Разработка механизма взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования на основе определения социального заказа.
1.6. Определение содержания программно-целевого взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования социальными структурами и создания единой позитивной среды жизнедеятельности детей.
1.7. Разработка циклограммы воспитывающих массовых мероприятий сферы свободного времени для координации деятельности образовательных учреждений округа с учётом календаря государственных, национальных и московских праздников, традиций Восточного округа.
В результате социально-творческой деятельности подростков в объединениях учреждений дополнительного образования обеспечивается качественно новый уровень развития личности, который выражается в изменении отношения к себе, оценки творческого уровня саморазвития и самореализации (в процессе создания благоприятных условий в самом внешкольном объединении и взаимодействии со средой); расширение социального, культурного опыта коллективной и индивидуальной деятельности.
В числе необходимых условий развития личности в условиях учреждения дополнительного образования следует отметить:
1. Представление реальной свободы участия и сотрудничества ребёнка в работе объединений дополнительного образования. В основе - уважение личности растущего человека, его индивидуальных интересов и потребностей.
2. Познавательная ориентация: все виды и формы деятельности детей в массовых, групповых и индивидуальных формах служат образовательным целям.
3. Равенство стартовых возможностей детей независимо от социального положения родителей и ситуацией в школе. Принимается во внимание дифференцированный подход к детям с различной предметной направленностью интереса, уровнем развития, но главный ориентир "каждый ребёнок талантлив".
4. Взаимодействие и контакт с представителями социально-культурной среды. Необходимо расширять связи объединений по интересам как внутри самого высшего учреждения, так и с другими. Детям необходимо сравнение своих успехов и достижений, их демонстрация перед родителями, учителями, сверстниками и др.
5. Непрерывность, логическая последовательность и органическая завершённость этапов образовательной деятельности. Реальность и приемлемость полученных знаний и умений, востребованность семьёй, школой нового уровня развития ребёнка. Эти условия характеризуют непосредственную организацию образовательной и развивающей работы педагога.
Уровень развития учреждений дополнительного образования позволяет получить воспитанников (подростков-юношей), занимающихся в объединениях по интересам, которых можно определить следующими критериями:
1. Новый уровень познавательного интереса личности.
Знакомство с различными видами творчества и возможностями использования их в жизни. Закрепление интереса о предметной деятельности. Положительное отношение к учреждению дополнительного образования, своему объединению и готовность сотрудничать со взрослыми и детьми.
2. Самопознание, самовыражение личности.
Самоопределение в свободном и добровольном выборе видов и форм работы, овладение навыками предметно-практической деятельности, труда, общения, стремление самостоятельно применять и использовать полученные знания, навыки и опыт в жизни.
3. Прогностический результат деятельности личности.
Готовность и способность творить, создавать, открывать новые стороны окружающего мира, реализовывать свои существенные силы и устремления. Изменение отношения к окружению: активное приобщение к культуре, социальной жизни, утверждение себя в новых ролях, готовность к сотрудничеству с окружающей действительностью.

VI. Направления, условия и принципы развития Дворца творчества детей и молодежи «Восточный» на 2012-2018г.г.

На основе анализа опросов учащихся, родителей и педагогов Восточного округа, а именно, муниципальных районов "Перово", "Новогиреево", "Вешняки", "Ивановское", Дворцом были определены актуальные направления деятельности детей в среде дополнительного образования, культурно-развивающего досуга, на реализацию которых ДТДиМ «Восточный» будет ориентироваться в своей работе.
Анализ и обобщение опыта работы ДТДиМ «Восточный» в предыдущие годы позволил выявить тенденции его развития на перспективу:
- перевод государственного заказа в заказ детей и родителей, учреждений образования округа;
- развитие целей и задач ДТДиМ «Восточный», сориентированных на личность ребёнка, его мотивационную сферу и социальный опыт;
- инновационные процессы в организации, содержании, формах и методах деятельности педагогического коллектива учреждения дополнительного образования, приводящие к обновлению работы ДТДиМ «Восточный»;
- изменение целей и содержания управления деятельностью учреждения дополнительного образования на основе развития творческого потенциала личности педагога дополнительного образования и взаимодействия педагогического коллектива с детьми в качестве субъектов управления;
- новая кадровая политика и создание системы информационно-программно-методического обеспечения деятельности руководящих и педагогических кадров учреждения дополнительного образования и повышения их профессионально-педагогического мастерства.
Реализация предлагаемой Программы обеспечивается соблюдением следующих социально-педагогических условий организации деятельности воспитанников:
- организация структур дополнительного образования и культурно-развивающего досуга по желанию детей и родителей;
- создание воспитывающего социума, обеспечивающего социальное и культурное развитие творческой индивидуальности в сфере свободного времени;
- внедрение нового финансово-экономического механизма обеспечения учебно-воспитательного процесса;
- систематическое, целенаправленное повышение профессионально-педагогического мастерства педагогов ДТДиМ «Восточный».
Создание программы деятельности ДТДиМ «Восточный» осуществлялось на основе ведущих принципов, их организационного оформления, которые выработал и руководствовался в своей деятельности педагогический коллектив.
I. Принцип развития ДТДиМ «Восточный». Содержание деятельности дворца представляет собой широкий спектр знаний, навыков, умений, предлагаемых детям младшего, среднего и старшего возраста, очень разнообразных по предметной направленности. Были определены структурные подразделения Дворца, занимающиеся близкой по содержанию деятельностью - отделы художественного воспитания, технического, эколого-краеведческий, физического воспитания, театрального и музыкального творчества, гражданского воспитания и военно-прикладных видов спорта, физкультурно-оздоровительной работы, организационно-массовой.
II. Принцип обновления и усложнения деятельности ДТДиМ «Восточный». Это потребует от педагога обеспечения бинарных задач: определения минимума объёма знаний и умений по избранной деятельности, чем может овладеть каждый, и одновременно постоянного усложнения деятельности как по содержанию, так и по характеру включения в неё детей. Это позволит проверить глубину увлечённости подростка в коллективе, создать ситуацию незаметного контроля за уровнем полученного мастерства, обмена практическими навыками и опытом деятельности с другими воспитанниками. Площадками углубления и обогащения опыта во Дворце станут сценическая деятельность, творческие выставки, фестивали, слёты и соревнования, театрально-студийные вечера, подготовка статей, буклетов, сценариев.
III. Принцип авторских программ. Дополнительное образование и воспитание настолько своеобразны, что очень часто дело приходится начинать с нуля, разрабатывая программу работы. В её основе лежит передовой опыт, ценный своей уникальностью и творческими находками. Во Дворце творчески разработано 11 авторских программ, комплекты методических материалов по отдельным проблемам.
IV. Принцип автономности, интеграции и преемственности. Внутренняя жизнь отделов довольно автономна. С кружков начинаются объединения подростков, деятельность которых более многопрофильна и многообразна. Эта деятельность не может быть ограничена, замкнута в рамках отдела. Поэтому педагоги организуют ещё один уровень деятельности (комплексное программирование), интегрирующий усилия всех объединений, отражающий деятельность Дворца в целом. Здесь представлена вся цепочка: коллектив - объединение - отдел - Дворец. Это деятельность комплексных групп, студий, школ; объединения детей и родителей, работа клубов в Восточном округе и др. Рассматривая образование в учреждении как многоступенчатый процесс, обеспечивается преемственность в обучении. В результате многие воспитанники вырастают от участника объединения до инструктора (в клубе, оздоровительном лагере), репетитора (в хореографических коллективах), профессионала-специалиста в нашем же учреждении.
V. Принцип социально-педагогического взаимодействия. ДТДиМ «Восточный» - открытая социальная система, стремящаяся расширить сеть своего взаимодействия в социуме. С учётом специфики образовательного процесса учреждения, направленной на совершенствование качества и развитие инфраструктуры дополнительного образования в целях его шаговой доступности, а также интеграцию базового и дополнительного образования, образовательный процесс осуществляется не только во Дворце, но и по фактическим адресам, 107 образовательных учреждений, имеющих Лицензии на организацию дополнительного образования на основании договоров о совместной деятельности и приказа ВОУО ДО г. Москвы.

VII. Основные направления обновления содержания и организации деятельности ДТДиМ «Восточный» на 2012-2018г.г.

В соответствии с целями и задачами работы ДТДиМ «Восточный», отражёнными в Уставе ДТДиМ, были определены стратегические направления (функции) ДТДиМ, интегрирующие в своём содержании другие функции учреждений дополнительного образования:
1). Дополнительное образование.
2). Культурно-развивающий досуг.
3). Социальная адаптация детей к условиям современной жизни.
4). Социально-педагогическое взаимодействие ДТДиМ с компонентами социума.
В качестве интегрирующего направления, обеспечивающего совершенствование и развитие управления деятельностью ДТДиМ, выступает информационно-программно-методическое обеспечение всех сторон работы ДТДиМ.

VIII. Научно-методическое и программное обеспечение деятельности ДТДиМ «Восточный».

Организация деятельности педагогов и детей в этом направлении подчинена актуальной задаче современности: осуществить дополнительное образование детей на основе диагностики их интересов, способностей и предпочтений.
Программы дополнительного образования общеобразовательного типа направлены, прежде всего, на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности в жизни общества. Программы профессиональной подготовки призваны создать условия для осознанного выбора профессии, начального освоения определённых профессиональных знаний и умений.
Одним их ведущих положений концепции дополнительного образования ДТДиМ является идея разноуровневых образовательных программ:
- в соответствии с реальными возможностями Дворца и интересами детей его дополнительное образование может осуществляться на массовом, специализированном и компенсаторном уровнях;
- по выраженности творческих параметров общеобразовательного процесса могут быть выделены репродуктивные, продуктивные и творческие уровни;
- в процессе дополнительного образования создаются условия для деятельности ребёнка на познавательно-творческом и социально-преобразующем уровнях.
Структура образовательной деятельности в учреждении предполагает: регламентированные занятия в клубах, студиях, секциях и других объединениях работающих по примерным, типовым, авторским и другим долгосрочным программам; нерегламентированные занятия, в том числе с родителями, в выходные дни на базе действующих объединений вне их основного расписания; массовые мероприятия и общение детей по интересам.
Предполагаемым результатом является качественная образовательная подготовка. В соответствии с этим:
- создаются условия для обеспечения интегративного и комплексного образовательного процесса в объединениях поисково-диагностического уровня, наиболее ярко это проявляется в работе;
- созданы новые для учреждения дополнительного образования структуры комплексного характера; профессионально-ориентированные школы, студии, профессионально-ориентированные объединения: изо-студия «Яблочко», «Театр юных друзей», эстрадно-спортивный коллектив «Каскад», хореографический ансамбль "Карусель»; профессионально-ориентированные клубы "Аэрокосмическая лаборатория", лаборатория "Альтаир", клубы «Алмаз» и «Стрелец», школа «Лидер», клуб «Сверстники» и др.
• Работа ДТДиМ по изучению потребностей в развитии системы дополнительного образования:
- развитие объединений, работающих по фактическим адресам:
- в школах: №№ 343, 350, 351, 362, 375, 376, 378, 402, 405, 406, 407, 408, 409, 411, 412, 419, 423, 428, 429, 431. 433, 437, 440, 443, 444, 446, 448, 449, 450, 633, 635, 646, 647, 664, 672, 681, 695, 707, 723, 741, 766, 781, 782, 783, 787, 788, 796, 797, 889, 891, 892, 905, 920, 1021, 1024, 1026, 1032, 1035, 1036, 1048, 1075, 1080, 1200, 1246, 1282, 1294, 1310, 1320, 1324, 1352, 1502, 1504, 1512, 1563, 1602, 1666, 1688, 1714, 1748, 1811, 1852, 1914, 1925, 1947, 1952, 2015, 2018;
- в интернатах: №№ 10, 30, 31.
• Обновление содержания дополнительного образования:
а). Разработка авторских программ:
- Художественно-эстетического направления: фольклорный ансамбль «Каравай» (педагог Бавыкина Т.М.), студия «Возрождение» - вокал (педагог Синявская Н.Н.), «Рукоделие» (педагог Зацепина Т.А.); «Бумажная пластика» (педагог Семенова Е.А.); физкультурно-спортивное направление: прикладное плавание «Экстрим» (педагог Удалов О.В.);
- туристко-краеведческое направление: «Пеше-горный туризм» (педагог Ильяшенко И.Е.);
- техническое направление: студия "Перовские умельцы" (педагог Торгашова В.Н.)
б). Сертификация авторских программ:
- художественного направления: студия «Возрождение» (педагог Синявская Н.Н.);
- туристско-краеведческое направление: "Пеше-горный туризм" (педагог Ильяшенко И.Е.)
в). Начальная профессиональная подготовка с выдачей классификационной книжки - спортивные объединения: «Дзюдо», «Бадминтон», «Спортивное контактное каратэ», «Спортивная акробатика».
г). Создание школы раннего эстетического развития.
д). Организация и работа научных обществ: «Астрономия», «Аэрокосмическая лаборатория».
е). Создание программы «Одаренные дети».
ж). Создание детского пресс-центра.
з). Экспериментальная работа.
и). Планируется создание авторских программ: «Аэрокосмическая лаборатория», студия «Альтаир», студия «Бельканто», студия любителей эстрадной песни «СЛЭП», эстрадно-спортивный коллектив «Каскад», изостудия «Яблочко», хореографический ансамбль «Карусель».
• Сотрудничество с научными учреждениями по проблемам дополнительного образования: ГосНИИ семьи и воспитания, НИИ художественного воспитания, Государственным педагогическим университетом, Институтом молодёжи, РГУФК, Федерация косики-каратэ, Институтом Археологии Российской АН, Институтом Истории Российской Академии Наук, МАИ, МАДИ, НИИ Авиакосмос и другие.
• Взаимодействие с различными организациями и ведомствами в рамках выполнения межведомственной программы «Столичное образование»: управление культуры и досуга Восточного округа, Международная детская картинная галерея, выставочный зал «Ивановское» Восточного округа, Российский Молодёжный театр, МГФСО, военкомат, совет ветеранов, комитет Красного Креста Восточного округа, Московский авиамодельный клуб (МАК), ГСЮТ, Министерство авиапрома, Управление труда и занятости ВАО и другие.
• Оказание практической помощи по организации воспитывающей деятельности в рамках муниципальных округов: открытие на базе школ, клубов дополнительной сети объединений: ИЗО, хоровых, декоративно-прикладного творчества, бального танца; работа педагогов в летний период в городских оздоровительных лагерях, оказание методической помощи в организации работы художественных, технических, спортивных коллективов в школах, организация и проведение соревнований городского масштаба.
• Создание условий для проявления детского творчества, пробуждение потребности в творческой самореализации и личности. Эта работа предполагает прежде всего развитие творчества самих педагогов, побуждение их к созданию авторских программ, к использованию на занятиях приёмов, методов, технологий, способствующих проявлению активности личности. Организация, проведение и участие:
- для педагогов художественно-эстетического направления: «Круглого стола» (декоративно-прикладное творчество), «Мастер-классов», «Творческой мастерской» (начальное эстетическое развитие);
- для старшеклассников: «Музыкальной гостиной» с вовлечением их в её подготовку и проведение;
- ежегодного участия в окружном детском фестивале искусств «Хрустальная капелька», городском фестивале "Юные таланты Московии";
- проведение "Недели науки и техники";
- проведение соревнований ракетомоделистов на базе ДТДиМ «Восточный»;
- проведение мероприятий детскими общественными организациями на базе ДТДиМ «Восточный» и другие.


VII.2. Культурно-развивающий досуг.

Задачи этого направления многоаспектны: формирование опыта рационального проведения свободного времени, в понятие которого входят социально направленная деятельность, потребление культурных благ и активный отдых и др. Деятельность ДТДиМ представляет большие возможности во всех этих направлениях.
Задачи:
1). Обновление содержания и форм досуговой деятельности в ДТДиМ.
2). Взаимодействие с образовательными учреждениями в проведении массовых мероприятий Восточного округа.
По содержанию досуга работа организуется в следующих направлениях:
- рекреационно-оздоровительная работа (восстановление психических и физических сил ребёнка, активный отдых и развлечения, использование природного и климатического факторов и др.);
- развитие кругозора и интеллектуальных сил ребёнка (экскурсии, выставки, просмотр телепередач, концертов, кинофильмов, спектаклей, чтение книг, походы, путешествия, экспедиции и др.);
- развитие творческого потенциала личности в предметно-практической деятельности (научно-техническая, экологическая, туристско-краеведческая, художественная, познавательная и исследовательская работа и др.);
- массовые объединения организованного и свободного общения (клубы, дискотеки, праздники и т.п.);
- целенаправленная творческая деятельность обучающего характера (смотры, соревнования, сборы организаторов, сюжетные, деловые и ролевые игры и др.).
Система организованного и неформального досуга позволяет решить важнейшую социально-педагогическую задачу: заполнить свободное время ребёнка культурно ценностным содержанием, приобщить к мировой, отечественной культуре, помочь в самосознании личной самоценности каждого в отношении к миру и между людьми.
В условиях ДТДиМ «Восточный» организация детского досуга реализуется в следующих формах:
- свободные творческие занятия по интересам в организованных и свободных формах, общение по интересам, отдых и развлечения;
- цикличные и разовые мероприятия по видам разнообразной деятельности, в том числе праздники, фестивали, конкурсы, соревнования, выставки, имеющие воспитательную цель: помощь в определении, раскрытии и развитии интересов детей;
- организация систематических занятий по интересам и увлечениям в объединениях различных уровней (клубы, студии, ансамбли, театр, кружок, секция и т.п.).
В соответствии со структурными образованиями занятия детей в свободное время по своему характеру могут быть эпизодическими или регулярными, длительными или кратковременными; заранее спланированными или спонтанными, когда выбор вида досуга случаен.
Около четырнадцати тысяч детей удовлетворяют свои потребности в сфере свободного времени, расширяют кругозор в освоении культурных ценностей родной земли, активно отдыхают в кругу друзей. В объединениях и отделах ДТДиМ «Восточный» проводятся:
- дискотеки, дни рождения, конкурсы, тематические вечера, турпоходы, турпоездки;
- работа по реализации программ:
- «Каникулы», «Досуг»,
- «Дети будущего»,
- «Хрустальная капелька»,
- «Лидер ХХ1 века»,
- «Здоровье», «В союзе с природой», «Эко-вит».
- участие в конкурсах, смотрах, фестивалях:
- международных,
- республиканских,
- городских,
- окружных,
- работа клуба выходного дня,
- работа с родителями (семейные праздники, новогодние вечера для родителей, шоу «Супер-семья») и другие,
- развитие досуговой деятельности в школах округа по направлениям:
- народные ансамбли,
- музыкальные театры,
- театры,
- организация подготовки и проведение празднования Дня знаний, Дня первоклассника, Дня города, Дня семьи, Дня Матери, Дней славянской письменности, Дня защиты детей, Дня защитников Отечества, Дня Победы и другие.


VII.3. Социальная адаптация детей к условиям современной жизни.

Этот компонент содержания деятельности вызван потребностями современного социума. Цель - помочь подлинному взрослению подростков путём приобщения к профессиональной деятельности (работе наиболее подготовленных ребят в качестве руководителей объединений; к предпринимательству (реализация изготовленной продукции, участие в концертных бригадах); к благотворительным акциям, формирования здорового образа жизни.
Результатом успешной работы педагогического коллектива является деятельность воспитанников в социально-культурной среде: в школе, дома, в объединениях по месту жительства. Для того чтобы подростки адаптировали свои знания и умения в других условиях, ДТДиМ развивает целенаправленное взаимодействие с компонентами среды и, прежде всего, со школой. Педагогические преобразования коренным образом повлияли на изменение характера деятельности учреждений дополнительного образования в помощь школе, превращая свою одностороннюю компенсаторную деятельность в подлинное взаимодействие, которое предупреждает стихийность возникновения связей и контактов между воспитательными институтами, обеспечивает дифференциацию функций и полномочий школы и учреждений дополнительного образования.
Сотворчество в социуме предполагает развитие различных форм взаимодействия:
- создание коллективов ДТДиМ в образовательных учреждениях округа, работа по программам отдела по работе с детьми с ограниченными возможностями;
- взаимодействие с общественными детскими и юношескими объединениями (программа "Лидер" и др..);
- взаимодействие компонентов социума с целью организации благотворительной деятельности (шефская помощь, индивидуальное обучение, оказание материальной помощи, благотворительные акции);
- установление социально-культурных связей с шефами, спонсорами, общественными организациями и госучреждениями (детский фонд, ВУЗы, училища, учреждения);
- взаимодействие со средствами массовой информации и организация информационно-рекламной деятельности.

VII.4. Социально-педагогическое взаимодействие учреждения дополнительного образования и образовательных учреждений округа в системе дополнительного образования. «Ученическое самоуправление».

Работа Центра по взаимодействию с детскими и молодежными общественными объединениями ВАО г. Москвы и организациями ученического самоуправления (во исполнении Постановления Правительства Москвы от 02 июля 2002 года № 488-ПП «О государственной поддержке детского движения Москвы») при участии 95 детских общественных объединений (ДОО) и ГБОУ ВАО: №№ 1404, 690, 1320, 723, 781, 1048, 1080, 2015, 1602 и другие.
Центр решает следующие задачи:
- организация взаимодействия детских общественных объединений (ДОО) округа с Центрами по взаимодействию других округов, с другими заинтересованными структурами;
- создание благоприятных условий для эффективной деятельности ДОО и развития детского движения округа;
- оказание информационной и методической помощи ДОО ВАО;
- ведение работы по популяризации деятельности детских общественных объединений;
-координация деятельности ДОО ВАО в рамках реализации городских и окружных программ и акций детского движения столицы;
- развитие взаимодействия детских и юношеских общественных объединений с органами ученического самоуправления образовательных учреждений округа и города.
Направления работы:
• Разработка механизма взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования на основе реализации комплексных образовательных программ.
• Создание единого социально-образовательного пространства на уровне муниципальных округов.
• Определение содержания программно-целевого взаимодействия учреждений.

VII.5.1. Социальная адаптация детей.
• Организация работы с активами ученического самоуправления образовательных учреждений ВАО на основе комплексной программы движения «Цивилизация юных».
• Организация социально-значимой деятельности детей и подростков в рамках социальных проектов: «Протяни руку другу», «Ветераны глазами детей», «ГАМ» (Газета Активной Молодежи).
• Организация работы клуба "Сверстники" – городская школа актива ученического самоуправления.
• Организация консультаций для подростков и их родителей в рамках занятий по программе «Школа лидеров».

VII.5.2. Работа с родителями.
• Организация совместных занятий детей и родителей в семейном клубе "Воскресенье". Проведение клубных дней "Отдыхаем всей семьёй".
• Организация еженедельных консультаций для родителей, проводимых в рамках программ дополнительного образования для дошкольников.

VII.5.3. Формирование воспитывающей досуговой среды.
• Разработка циклограммы воспитывающих мероприятий на деятельностной основе с учётом календаря государственных, национальных и московских праздников, традиций округа.
• Участие в фестивале детского творчества "Хрустальная капелька" коллективов учреждений образования, культуры, профсоюзов.
• Заполнение сферы досуга детей и родителей участием в работе художественных коллективов.
• Работа творческой смены оздоровительного лагеря «Хрустальная капелька».
• Организация и проведение новогодних праздников в рамках работы окружной площадки,

VII.5.4. Развитие программ дополнительного образования на основе взаимодействия с системой общего образования.
• Организация работы со школьниками по программе "Спорт и здоровье".
• Разработка программ и обучение детей совершенной технике плавания спортивными способами.
• Разработка программ и обучение детей начальному и прикладному плаванию.
• Проведение окружного спортивного праздника детского движения «Быстрее! Выше! Сильнее!».
• Организация работы со школьниками по программе астрофизической лаборатории «Альтаир»
• Организация детского научно-технического общества по программе аэрокосмической лаборатории.
• Углубление знаний школьников в области экономического образования в рамках образовательной игры «Международное экономическое сотрудничество».
• Формирование активной позиции детей в определении собственной жизненной стратегии.
• Ранняя допрофессиональная ориентация на педагогическую деятельность в рамках совместной работы клуба «Сверстники» и студентов Социально-педагогического университета.

VIII. Научно-методическое и программное обеспечение деятельности ДТДиМ «Восточный».

В соответствии с задачами научно-методического обеспечения деятельности ДТДиМ «Восточный» предусматривается работа в следующих направлениях:
- развитие аналитического и методического центра, обеспечивающего программно-методическую работу по развитию творческого потенциала педагогического коллектива Дворца творчества детей и молодежи «Восточный» и дополнительного образования округа;
- развитие психологической службы с целью осуществления диагностико-коррекционной работы в педагогическом и детском коллективах;
- содействие организационно-педагогическому сплочению коллектива, созданию психологически комфортной среды, способствующей развитию инициативы и творчества педагогов;
- установление посредством создания системы аттестации дифференцированной оценки труда педагогов дополнительного образования в зависимости от квалификации;
- организация курсов повышения квалификации руководителей и взрослых лидеров ДОО совместно с филиалом Дома детских общественных организаций.
Основными направлениями методического обеспечения работы Дворца являются:
- разработка и апробация программы деятельности Дворца творчества детей и молодежи;
- помощь педагогам в разработке авторских программ (многовариантных, сквозных, профильных, комплексных для разных категорий детей);
- проведение смотров и конкурсов моделей, программ, мастер-классов, методического материала учреждений округа и т.п.;
- осуществление повышения квалификации и педагогического мастерства педагогов, готовых к развитию инновационных процессов;
- стимулирование педагогического и детского труда; систематический учёт процесса динамики результатов развития учреждения;
- выработка нормативно-правовых документов, обеспечивающих простор для творчества, меру самостоятельности и ответственности за результаты профессионально-педагогической деятельности.
- программирование содержания дополнительного образования, разработка рекомендаций и методических требований к образовательным программам.

Разработка и создание:
• долгосрочных (многолетних) программ для объединений ДТДиМ с чётко фиксированным прогнозируемым результатом на каждом временном этапе, что позволит воспитаннику видеть перспективу занятий, а его родителям - результат;
• культурно-досуговых программ с ориентацией на отдых и развлечения, раскрытие творческого потенциала личности, обеспечивающих массовый доступ детей;
• интегрированных программ, способствующих организации в объединении (кружке, студии и др.) одновременно нескольких видов деятельности и отходу от узкоспециализированного характера занятий;
• разноуровневых программ для детей одарённых, обычных, с замедленным развитием, представляющих таким образом всем детям, без исключения, возможность занятия в ДТДиМ;
• авторских программ, позволяющих педагогу реализовать свой творческий потенциал с максимальной эффективностью;
- создание условий для развития творческого потенциала педагогов дополнительного образования ДТДиМ, повышения их профессионально-педагогического мастерства;
- обеспечение дифференцированного подхода в системе учёбы педагогов разного уровня квалификации;
- в программу обучающих семинаров включить ознакомление педагогов с новыми воспитательными и развивающими технологиями, методиками изучения личности воспитанников;
- подготовка пакетов материалов для аттестации педагогов, методистов, руководителей структурных подразделений;
- проведение защиты авторских программ педагогов дополнительного образования ДТДиМ «Восточный» и участие педагогов дополнительного образования в окружном и городском конкурсах авторских программ педагогов дополнительного образования.